Новости сайта

Общие принципы работы в Moodle

 
Изображение пользователя Евгений Астахов
Общие принципы работы в Moodle
от Евгений Астахов - Четверг, 6 июня 2013, 19:03
 

Обучающая среда Moodle

 

Что такое Мoodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированая прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Ипользуя Moodle преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может высталять оценки и давать комментарии. Таким образом Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский.

Общие принципы работы в Moodle

Интерфейс системы

Работа с системой начинается с инициализации. Вызов диалога «Вход в систему ДО» осуществляется с помощью ссылки «Вход», расположенной в строке «Вы не прошли идентификацию (Вход)», как правило, расположенную в верхнем правом углу окна.

login.png

Вы вводите свой логин и пароль и входите в систему. Если вы еще не зарегистрированы в системе (не имеете логина и пароля), то, в зависимости от настроек системы, вы можете самостоятельно зарегистрироваться или войти гостем. Если ни то, ни другое не возможно, то необходимо обратиться к администратору.

При входе в систему, открывается главная страница СДО. В центре страницы содержится список доступных электронных курсов, а по краям расположены функциональные блоки, позволяющие настраивать работу системы и производить определенные действия, и информационные блоки, содержащие дополнительную информацию для учителей и учащихся. Количество и содержание блоков зависит от настроек системы, а также определяется правами пользователя. Так, например, блок «Администрирование» присутствует только у администраторов системы. При необходимости можно свернуть блок, нажав на кнопку «-» в верхнем правом углу блока.

blocks.png

Название курса в списке курсов является гиперссылкой, щелчок по которой открывает главную страницу курса.

course-home.png

Так выглядит типичная главная страница курса. В центральном блоке страницы представлено содержание данного курса, выделены тематические разделы курса, а по бокам — функциональные и информационные блоки, часть которых доступна и видна только пользователям с правами администратора и учителям курса. В стандартном оформлении Moodle используются маленькие пиктограммы, связанные с определенными объектами или действиями. Посмотрите, например, в блоке «Элементы курса» с какими пиктограммами связаны элементы Moodle, используемые в данном курсе. Теперь вы без труда сможете определить, просмотрев содержание курса, где форум, где лекция, а где задание для студентов.

Режим редактирования

Обратите внимание на кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу на главной странице или на странице курса. Эта кнопка доступна только тем пользователям, у которых есть права редактировать и изменять материалы курса (администратору, создателю курса, учителю с правом редактирования). При нажатии на кнопку «Редактировать» меняется интерфейс, в каждом блоке у объектов, которые можно редактировать, появляются кнопки инструментов, позволяющих изменять содержание и вид этого объекта (блока, ресурса, элемента курса, темы и т.д.). В режим редактирования можно перейти и с помощью пункта меню Редактировать в блоке «Управление».

Нажатие на кнопку «Закончить редактирование» соответственно закрывает этот режим.

edit.png

Рассмотрим назначение каждой кнопки

  • «Помощь» контекстная, т.е. выводится справочная информация именно по нужному объекту.
  • «Переместить вправо», «переместить влево», т.е. передвинуть объект вправо (влево).
  • «Переместить вверх», «переместить вниз».
  • «Перенести», т.е. переместить элементы и ресурсы выше или ниже по курсу.
  • «Перенести сюда», появляется при попытке перенести элемент или ресурс курса (после нажатия ). Этим знаком помечаются места, куда возможно переместить объект, щелчок по одному из них поместит перемещаемый элемент в данное место.
  • «Открытый глаз» означает, что объект виден студентам. Нажатие на него сделает этот объект невидимым и изменит пиктограмму на "Закрытый глаз".
  • «Закрытый глаз» означает, что объект скрыт от студентов. Нажатие на него сделает элемент видимым для студентов («Открытый глаз»).
  • «Удалить» удаляет объект.
  • Выделение темы как текущей.
  • Скрыть все остальные разделы и показывать только текущий.
  • Показывать все разделы курса.
  • Редактировать, открывается страница, содержащая настройки для данного объекта, в том числе и окно встроенного текстового редактора, в котором можно редактировать и форматировать текст, относящийся к объекту.

editor.png

Встроенный текстовый редактор имеет интуитивно понятный интерфейс. При желании можно увеличить размер окна редактора. Редактор поддерживает все основные операции форматирования текста, позволяет вставлять таблицы, рисунки (предварительно должны быть загружены на сервер), гипертекстовые ссылки и др.

Выход со страницы редактирования текущего объекта, как правило, осуществляется нажатием на кнопку «Save and return to course», расположенную в самом низу страницы редактирования объекта.

Управление файлами

Для каждого курса система Moodle создает отдельный каталог, в который можно загружать файлы, сохранять созданные в системе ресурсы курса (текстовые и веб-страницы) и т.д.

Доступ к корневой папке курса осуществляется с главной страницы данного курса. Для этого в блоке «Управление» нужно выбрать пункт меню «Файлы».

files.png

Пока корневой каталог курса пуст.

Создать каталог

  1. Войти в каталог, в котором планируется создать новый каталог (подкаталог).

  2. Нажать кнопку «Создать каталог».

  3. Ввести имя каталога.

Переименовать каталог, файл

  1. Для соответствующего каталога (файла) выбрать действие «Переименовать»

  2. Ввести новое имя каталога (файла).

rename-files.png

Удалить каталоги, файлы

  1. Рядом с именем удаляемых каталогов и файлов поставить галочку

  2. В списке «С выбранными файлами» выделить «Полное удаление».

  3. Подтвердить удаление.

Переместить каталог, файл в другой каталог

  1. Рядом с именем перемещаемого каталога, файла поставить галочку

  2. В списке «С выбранными файлами» выделить «Переместить в другой каталог».

  3. Войти в нужный каталог.

  4. Нажать кнопку «Переместить сюда».

Закачать файл

  1. Войти в каталог, в который предполагается сохранить файл.

  2. Нажать кнопку «Закачать файл».

  3. С помощью кнопки «Обзор» открыть окно файлового менеджера и выбрать нужный файл.

  4. Нажать кнопку «Отправить».

Распаковать архив

  1. Поместить архив в каталог, в котором предполагается его распаковать.

  2. Для файла-архива выбрать действие «Распаковать».

  3. Нажать «ОК».

unzip.png

Действие «Список» для архивного файла выводит оглавление архива.

Создание архива

  1. Отметить галочкой файлы, подлежащие архивации.

  2. В списке «С выбранными файлами» выделить «Создать zip архив».

  3. Ввести имя архива и подтвердить создание.

Создание электронного учебного курса в Moodle

Создадим небольшой курс, иллюстрирующий основные возможности Moodle по созданию курса и его управлению. Пусть это будет курс, знакомящий с гуманно-личностным подходом в образовании.

Создание категории курса

Для удобства ориентации в большом количестве создаваемых курсов, в Moodle предусмотрена структуризация их по категориям и подкатегориям. Поэтому при создании курса следует указать, к какой категории (подкатегории) будет относиться данный курс, если подходящей категории не существует — создать ее.

Вы должны войти в Moodle как Администратор.

  1. В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы — Добавить/редактировать курсы».

    course-add.png
  2. В открывшейся странице «Категории курсов» перечислены все имеющиеся категории, по умолчанию в Moodle создана только одна категория — «Разное».

    course-category.png

    Нажмите кнопку «Добавить категорию»

  3. В открывшейся странице «Добавить категорию» введите название категории в поле «Имя категории» («Category name»).

    Для создаваемого нами курса в поле «Имя категории» запишем — «Педагогика».

    Если вы создаете подкатегорию, то следует указать название родительской категории (parent category) — выбрать из выпадающего списка категорий.

    category-list.png

    Можно (но не обязательно) создать краткое описание категории в окне текстового редактора. Нажатие на кнопку «Сохранить» завершает процесс создания категории.

В дальнейшем с помощью кнопок инструментов, расположенных в колонке «Редактировать» на странице «Категории курсов» можно вносить изменения, удалять, переименовывать категории, делать их подкатегориями других категорий, передвигать категорию выше/ниже в списке категорий, делать название категории невидимым для студентов.

Создание курса

  1. В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы — Добавить/редактировать курсы».

  2. В открывшейся странице «Категории курсов» выберите категорию, в которой предполагается создать курс (в нашем случае — «Педагогика»).

  3. Нажмите на кнопку «Добавить курс»

  4. На странице «Редактировать настройки курса» заполните обязательные поля («Полное имя курса» и «Короткое имя курса») и выберите подходящие для вашего курса настройки.

    Полное имя курса

    название курса, которое будет отображаться в перечне курсов. Нашему курсу дадим полное имя, например, «Гуманная педагогика».

    Короткое имя курса

    имя, которое используется для сокращенного обозначения курса, в частности, в верхней части окна в строке, показывающий «путь».

    path.png

    Присвоим короткое имя нашему курсу — «ГП».

Заполнение остальных полей не обязательно, Moodle по умолчанию присваивает наиболее подходящие значения всем параметрам курса.

Рассмотрим наиболее важные их них.

Категория

если до создания курса вы не выбрали категорию, то можно сделать это теперь. Из выпадающего списка нужно выбрать подходящую категорию курса.

Краткое описание

краткое описание содержания курса.

Для нашего курса можно написать следующее: «Краткое изложение идей гуманной педагогики». Формат курса:: форма организации курса. Moodle предлагает следующие форматы:

Календарь (CSS)

календарная организация расписания курса (неделя за неделей) с точным сроком начала и окончания.

Структура

организация курса по темам.

Сообщество (форум)

курс организуется на основе одного большого форума. Может использоваться не только как курс, но и как одна большая доска сообщений.

Для создаваемого нами курса используем тематическую организацию (Формат курса — Структура).

Количество тем/недель

этот параметр определяет, сколько секций нужно создать на главной странице курса (для каждой темы/недели  — отдельная секция). В нашем случае будет достаточно 3 тем.

Группы

использование групповых режимов работы в курсе.

Нет групп

ученики не делятся на группы, каждый является частью одного большого сообщества.

Отдельные группы

группы изолированы друг от друга, работа учеников одной группы не видна для других групп.

Доступные группы

ученики каждой группы могут видеть, что происходит в других группах.

Примечание: Если групповой режим определен здесь, на уровне курса, то он является режимом по умолчанию для всех элементов, создаваемых в курсе. Если предполагается только для некоторых элементов курса организовать групповую работу, то группой режим лучше установить на уровне элементов курса.

О значении остальных настроек курса вы можете узнать, используя кнопку помощи (знак вопроса), относящуюся к соответствующему элементу.

Нажатие на кнопку «сохранить» внизу страницы завершает процедуру создания и настройки курса.

Обычно после этого Moodle предлагает назначить роли, т.е. определить какие пользователи смогут работать в данном курсе и какие права иметь. Мы вернемся к этому вопросу чуть позже.

Теперь вы можете вернуться на главную страницу (с помощью верхней строки, показывающей «путь») и увидеть созданный курс в списке курсов.

Изменение настроек созданного курса

Часто необходимо скорректировать настройки созданного курса. Для этого:

  1. В блоке Администрирование выберите пункт меню «Курсы — Добавить/редактировать курсы».

  2. В открывшейся странице «Категории курсов» выберите категорию (щелкните), в которой находится курс.

  3. В появившемся списке курсов найдите нужный курс и нажмите кнопку , относящуюся к этому курсу. Откроется страница редактирования настроек данного курса.

Наполнение курса

Зайдите на главную страницу созданного курса (щелкнуть по названию курса в списке доступных курсов).

course-name.png

При создании курса в него автоматически включается только новостной форум. LMS Moodle располагает большим разнообразием модулей (элементов курса), которые могут быть использованы для создания курсов любого типа. В зависимости от содержания курса и концепции преподавания, создатель курса включает наиболее подходящие элементы и ресурсы, предоставляемые системой Moodle.

Можно разделить инструменты (модули) Moodle для представления материалов курса на статические (ресурсы курса) и интерактивные (элементы курса).

К ресурсам относятся:

  • Текстовая страница
  • Веб-страница
  • Ссылка на файл или веб-страницу
  • Ссылка на каталог
  • Пояснение — позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса. С помощью такой надписи можно пояснить назначение какой-либо темы, недели или используемого инструмента.

К интерактивным элементам курса относятся:

  • Элемент Лекция строятся по принципу чередования страниц с теоретическим материалом и страниц с обучающими тестовыми заданиями и вопросами. Последовательность переходов со страницы на страницу заранее определяется преподавателем — автором курса, и зависит от того, как студент отвечает на вопрос. На неправильные ответы преподаватель может дать соответствующий комментарий.
  • Элемент Задание позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от студентов ответа в электронной форме (в любом формате) и дает возможность загрузить его на сервер. Элемент Задание позволяет оценивать полученные ответы.
  • Элемент Тест позволяет создавать наборы тестовых заданий. Тестовые задания могут быть с несколькими вариантами ответов, с выбором верно/не верно, предполагающие короткий текстовый ответ, на соответствие, эссе и др. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть в последствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Тесты могут быть обучающими (показывать правильные ответы) или контрольными (сообщать только оценку).
  • Элемент Wiki делает возможной совместную групповую работу обучаемых над документами. Эта технология специально была разработана для коллективной разработки, хранения, структуризации информации (в основном гипертекста) путем взаимодействия пользователя с веб-сайтом. Любой участник курса может редактировать wiki-статьи. Все правки wiki-статей хранятся в базе данных, можно запрашивать любой прошлый вариант статьи или для сравнения разницу между любыми двумя прошлыми вариантами статей с помощью ссылки Последние правки. Используя инструментарий Wiki, обучаемые работают вместе над редактированием одной wiki-статьи, обновлением и изменением ее содержания. Редактор, встроенный в Wiki, позволяет вставлять в текст статьи таблицы, рисунки и формулы. В зависимости от настроек групповой работы Moodle может включать в себя двенадцать различных wiki-редакторов. При коллективной работе преподаватель, используя функцию История, может отследить вклад каждого участника в создании статьи и оценить его.
  • Элемент Глоссарий позволяет создавать и редактировать список определений, как в словаре. Наличие глоссария, объясняющего ключевые термины, употребленные в учебном курсе, просто необходимо в условиях внеаудиторной самостоятельной работы. Элемент Глоссарий облегчает преподавателю задачу создания подобного словаря терминов. В виде глоссария можно организовать также персоналий. Глоссарий может быть открыт для создания новых записей (статей), не только для преподавателя, но и для обучающихся. Глоссарий – один из способов фундаментально улучшить их опыт исследовательской самостоятельной работы. Элемент курса Глоссарий предоставляет возможность комментирования и оценивания статей как преподавателем, так и студентами.
  • Элемент Форум используется для организации дискуссии и группируются по темам. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для быстрого освоения основных задач, над которыми работает группа. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

В каждом электронном курсе LMS Moodle дает возможность создания нескольких форумов.

  • Чат система предназначена для организации дискуссий и деловых игр в режиме реального времени Пользователи системы имеют возможность обмениваться текстовыми сообщениями, доступными как всем участникам дискуссии, так и отдельным участникам по выбору;
  • Опрос для проведений быстрых опросов и голосований. Задается вопрос и определяются несколько вариантов ответов;
  • Анкета отобраны несколько типов анкет особенно полезных для оценки интерактивных методов дистанционного обучения;
  • пакет SCORM позволяет легко загружать любой стандартный пакет SCORM и делать его частью курса.

Добавление элементов курса и ресурсов

Добавление ресурсов и интерактивных элементов осуществляется в режиме редактирования. Нажмите на кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу главной страницы курса, чтобы войти в этот режим.

edit.png

В каждой секции курса появляются поля со списком «Добавить ресурс» и «Добавить элемент курса». Выбор нужного элемента или ресурса открывает страницу редактирования и настройки этого элемента или ресурса.

Будем создавать курс, содержащий наиболее часто используемые элементы и ресурсы курса.

course-elements.png

Добавим в создаваемый нами курс некоторые ресурсы и элементы курса.

Под новостным форумом вставим пояснение.

Добавление пояснения

  1. Добавить ресурс — Пояснение.

  2. В открывшемся редакторе написать текст пояснения.

course-description.png

Используйте панель инструментов для изменения цвета шрифта. Вставьте подходящий смайлик. Нажмите кнопку «Save and return to course», чтобы вернуться на главную страницу курса.

Добавление темы

В сектор 1 запишем тему этого раздела.

Нажмите на кнопку, расположенную рядом с цифрой 1 (рука с пером).

В текстовом редакторе выберите подходящие настройки шрифта и наберите текст: «Основы гуманно-личностной педагогики». Нажмите «Сохранить», чтобы вернуться на главную страницу.

Аналогично добавьте тему в сектор 2: «Необходим ли гуманно-личностный подход в современной школе?» и сектор 3: «Контрольное тестирование»

Добавление элемента курса «Лекция»

В сектор 1 добавим лекцию.

  1. Добавить элемент курса — «Лекция».

  2. В открывшейся странице «Добавление лекции» нужно указать название лекции и при необходимости изменить настройки, выставленные по умолчанию.

Введем в поле Название: «Цели и задачи гуманно-личностного подхода».

Не будем ограничивать лекцию по времени, а «Максимальное количество ответов в карточке» установим равным 2.

Чтобы каждый кадр лекции смотрелся хорошо, в «Форматировании урока» установите:

  • «Слайд-шоу» — «Да»;
  • «Показывать слева список страниц» — «Да»;
  • ширину, высоту слайда и цвет фона установите по собственному усмотрению.

Остальные параметры Лекции пока оставим без изменений. Нажмите кнопку «Save and display».

Создание лекции

В лекцию можно добавить:

  • Кластер (используется для дополнительных вопросов);
  • Карточку-рубрикатор (используется для создания разделов в лекции);
  • Страницу с вопросами.

Основной элемент лекции — это веб-страница с вопросами. В начале страницы дается объяснение фрагмента учебного материала, а в конце страницы предлагаются вопросы для контроля усвоения этого фрагмента. Если на вопросы дается правильный ответ, загружается следующая страница лекции, иначе обучающемуся предлагается еще раз прочитать плохо усвоенный фрагмент учебного материала.

Добавим страницу с вопросами и заполним её.

question-page.png

Поскольку в настройках лекции мы указали «Максимальное количество ответов в карточке» равное 2, то в карточке содержится только два варианта ответа на заданный нами вопрос. Выберем тип вопроса «Верно/Неверно» (смотри имена вкладок вверху страницы).

Ответ 1 На личность ребенка.
Комментарий на ответ 1 Верно.
Переход 1 Следующая страница.
Баллы за ответ 1 1
Ответ 2 На личность учителя.
Комментарий на ответ 2 Прочитайте, пожалуйста, еще раз цели и особенности концепции гуманной педагогики.
Переход 2 Текущая страница.
Баллы за ответ 2 0.

Аналогично создадим вторую страницу лекции с вопросами.

question-page.png

Заголовок страницы «Задачи гуманной педагогики».
Ответ 1 Ребенок никогда не должен забывать, что взрослый умнее, старше и опытнее его.
Комментарий на ответ 1 Скорее всего, вы сторонник авторитарной педагогики.
Переход 1 Текущая страница
Баллы за ответ 1 0
Ответ 2 Сотрудничать с детьми  — значит быть с ними на равных, радоваться, играть, грустить, совершать ошибки вместе с ними.
Комментарий на ответ 2 Вы правильно поняли основные идеи гуманно-личностного подхода.
Переход 2 Следующая страница
Баллы за ответ 2 1

Сохраните страницу.

Если сейчас войти в режим просмотра (вкладка Просмотр), то можно увидеть, что наша лекция состоит из двух страниц, переход на вторую страницу осуществляется только после правильного ответа на вопрос первой страницы.

Также можно увидеть, что блок «Меню лекции» пока пуст. Заполнение «Меню лекции» происходит автоматически при включении в лекцию карточек-рубрикаторов.

Карточка-рубрикатор — страница лекции, содержащая ссылки на другие страницы лекции. Обычно карточки-рубрикаторы используются для деления лекции на разделы, каждый раздел начинается с карточки–рубрикатора, в которой дается оглавление данного раздела.

Добавим карточку-рубрикатор в начало нашей лекции.

Обратите внимание, что меню добавления элементов лекции содержится как до, так и после каждой страницы лекции, для того, чтобы можно было вставить в любое место лекции дополнительную страницу. Мы будем использовать меню добавления элементов, расположенное перед первой страницей нашей лекции.

Выберите «Добавить карточку-рубрикатор (раздел)» в верхнем меню. Теперь заполним появившуюся страницу.

Заголовок страницы «Цели и задачи гуманной педагогики»
Содержание страницы 1. Цели гуманной педагогики; 2. Задачи гуманной педагогики
Описание 1 «Цели»
Переход 1 в выпадающем списке страниц выбираем страницу «Цели гуманной педагогики»
Описание 2 «Задачи»
Переход 2 в выпадающем списке страниц выбираем страницу «Задачи гуманной педагогики»

Сохраняем страницу и входим в режим просмотра.

card.png

Вид карточки-рубрикатора. Переход на другие страницы осуществляется нажатием на соответствующие кнопки внизу карточки. Обратите внимание, что в боковом меню лекции появилась ссылка на эту карточку-рубрикатор.

Примечание: Если в лекции не предполагается использовать много рубрикаторов, то левое боковое меню лекции становится бесполезным. Для его удаления нужно открыть страницу с настройками лекции и секции «Форматирование урока» установить значение поля «Показывать слева список страниц»  — «Нет».

Внесение изменений в текст лекции

Можно редактировать страницы созданной лекции. Для этого:

  1. Открыть лекцию

  2. Войти в режим редактирования (вкладка «Редактировать»)

  3. Нажать кнопку редактирования, расположенную в заголовке нужной страницы.

С помощью соответсвующей кнопки можно перемещать выше и ниже указанную страницу, а кнопка «x» удалит выбранную страницу.

Изменение настроек лекции
  1. Откройте главную страницу курса и войдите в режим редактирования (кнопка «Редактировать»)

  2. Рядом с названием лекции появится кнопка редактирования, нажатие на которую открывает страницу, содержащую настройки лекции.

Добавление ссылки на веб-страницу

Итак, в секции 1 нашего курса мы создали интерактивную лекцию. Добавим в эту секцию дополнительные материалы к лекции.

Добавим ссылку на веб-страницу, содержащую информацию о ежегодных конференциях по гуманной педагогики.

  1. Добавить ресурс — Ссылка на файл или веб-страницу.

  2. На странице Добавить ресурс заполнить обязательное поле «Название» и указать адрес веб-страницы.

Если веб-страница загружена на ваш сервер, то для указания ссылки используйте кнопку «Выбрать или загрузить файл», иначе используйте кнопку «Искать веб-страницу» (поиск в Google) или вручную наберите ее адрес.

Введем в поле «Название» «Педагогические чтения по гуманной педагогике»
Размещение http://www.icr.su/rus/departments/human/chteniya.php

Обратите внимание на значение поля «Окно». Если вы хотите, чтобы страница открылась в новом (дополнительном) окне, выберите «Новое окно».

Примечание: Если у вас уже имеется электронный курс в формате веб-страниц, то можно закачать его на сервер (предварительно заархивировать) и создать ссылку на первую страницу курса (обычно index.html), сделав его таким образом доступным в системе Moodle.

Добавление веб-страницы или текстовой страницы

Дополнительный материал, пояснения можно разместить на текстовой странице или веб-странице, созданных непосредственно в Moodle.

  1. Добавить ресурс — Текстовая страница или Добавить ресурс — веб-страница.

  2. Введите Название и во встроенном редакторе создайте страницу.

Добавление форума

Во вторую тематическую секцию добавим форум, чтобы организовать дискуссию по теме: «Необходим ли гуманно-личностный подход в современной школе?»

  1. Добавить элемент курса  — Форум.

  2. Заполните обязательные поля: «Название форума» и «Вступление для форума».

  3. Скорректируйте остальные настройки форума.

В Moodle поддерживаются различные типы форумов:

  • Простое обсуждение — состоит из одной темы. Используется для того, чтобы сфокусировать обсуждения на одной теме.
  • Стандартный общий форум — открытый форум, в котором каждый может начать новую тему в любое время.
  • Каждый открывает одну тему — в этом типе форума можно ограничить число создаваемых пользователями тем.

Существует возможность принудительной подписки участников курса на форум. Тогда сообщение, которое появляется на форуме, автоматически будет рассылается участникам курса при помощи электронной почты. При этом если опция «Подписать всех на этот форум» имеет значение «Да, всегда», то тогда все участники курса будут получать рассылку без возможности от нее отказаться, если значение опции «Да, с возможностью отписаться», то при желании участники курса могут отказаться от этой рассылки.

Если предполагается оценивать выступления участников на форуме, то необходимо настроить опции группы «Оценка».

Опции «Количество сообщений для блокирования» позволяют настроить количество сообщений, которое может передать один пользователь. Как только количество сообщений превысит допустимую норму, этот участник будет заблокирован на определенное время (в зависимости от установок).

Нажатие на кнопку «Save and return to course» завершает создание форума.

forum.png

Добавьте темы для обсуждения.

Добавление элемента курса «Задание»

Элемент «Задание» позволяет преподавателю ставить задачи, которые требуют от студентов ответа в электронной форме (в любом формате) и дает им возможность загрузить его на сервер, после чего можно оценить полученные ответы.

Задания поддерживают несколько способов ответа: в виде одного файла, в виде нескольких файлов, в виде текста, вне сайта.

  1. Добавить элемент курса — выбрать Задание с соответствующим вариантом ответа.

  2. Написать название и содержание задания.

assignment.png

Пример задания с ответом в виде текста. Кнопка «Редактировать мой ответ» позволяет обучающимся открыть встроенный редактор и записать свой ответ.

Добавление теста

Основным средством контроля результатов дистанционного обучения являются тесты. Поэтому учителю необходимо уметь создавать тесты в системе Moodle и включать их в электронные курсы.

Любой тест в Moodle создается на основе Банка вопросов (специальной базе данных). То есть прежде, чем создавать тест нужно наполнить банк данных вопросами для этого теста.

Создание банка тестовых вопросов

В блоке Управления на главной странице курса выбрать Вопросы.

question-bank.png

Открывается страница редактирования вопросов.

Вопросы в Банке упорядочены по категориям. По умолчанию для каждого курса создается отдельная категория, кроме того, существуют категории, совпадающие с общими категориями курсов. При желании можно создать дополнительные категории (вкладка Категории). Перед созданием вопроса нужно выбрать категорию, к которой будет относиться этот вопрос.

В Moodle используется несколько типов вопросов в тестовых заданиях:

  • Множественный выбор (студент выбирает ответ на вопрос из нескольких предложенных ему вариантов, причем вопросы могут предполагать один или сразу несколько правильных ответов);
  • Верно/Неверно (ответ на вопрос, студент выбирает между двумя вариантами "Верно" и "Неверно");
  • На соответствие (каждому элементу ответов первой группы нужно сопоставить элемент ответов второй группы);
  • Короткие ответы (ответом на вопрос является слово или короткая фраза, допускается несколько правильных ответов с различными оценками);
  • Числовой (то же, что и короткий ответ, только на выполнение вычислительных операций, числовой ответ может иметь заданный интервал предельно допустимой погрешности отклонения от правильного значения);
  • Вычисляемый (такой вопрос предлагает вычислить значение по формуле. Формула является шаблоном, в который при каждом тестировании подставляются случайные значения из указанных диапазонов);
  • Вложенные ответы, embedded answers (представляют собой текст, непосредственно в который вставляются короткие ответы, числовые ответы или множественный выбор, как в «рабочей тетради»);
  • Эссе (студент кратко излагает свой взгляд на рассматриваемую проблему).
Формы для создания вопросов

Тестовые задания создаются путем заполнения полей в специальных формах, которые зависят от типа используемого в задании вопроса.

Форма любого типа вопроса содержит следующие поля.

  • «Название вопроса» используется, чтобы ориентироваться в списке вопросов, хранящихся в базе данных.
  • «Содержание вопроса»  — это формулировка вопроса. Для содержания используется встроенный редактор, поэтому можно форматировать текст формулировки, вставлять списки, таблицы, рисунки (если загружены на сервер, см. Управление файлами).
  • «Картинка для показа»  — вставляет иллюстрацию в содержание вопроса. В выпадающем списке перечисляются все графические файлы, содержащиеся на сервере в папках данного курса, т.е. иллюстрацию предварительно нужно загрузить на сервер (см. Управление файлами). Выберите нужный файл из списка, и он в режиме просмотра отобразится после сформулированного вопроса.
  • «Оценка для вопроса по умолчанию»  — сколько баллов получит тестируемый за правильный ответ.
  • «Штраф» — сколько баллов будет вычтено за неправильный ответ.
  • «Общий комментарий» — дополнительные пояснения к заданному вопросу для тестируемых.

Остальные поля формы варьируются в зависимости от типа вопроса.

Рассмотрим создание некоторых типов тестовых вопросов.

Множественный выбор

В форме Банк вопросов в выпадающем списке «Создать новый вопрос» выбираем «В закрытой форме (множественный выбор)».

Значение основных полей было рассмотрено нами выше.

  • «Один или несколько ответов» — сколько правильных ответов содержится в тестовом задании. Каждый вариант ответа состоит из самого ответа, его оценки и комментария.
  • «Оценка» определяет сколько в процентном отношении от общего количества балов получит тестируемый за выбор данного ответа. Если в задании содержится несколько правильных ответов, то можно за каждый давать одинаковое количество процентов (в сумме правильные ответы должны составить 100%).
  • «Комментарий» к ответу позволит при обучающем тестировании помочь студенту понять свою ошибку.

По умолчанию предлагается 5 вариантов ответов, при желании можно добавить еще (кнопка «Добавить еще 3 варианта ответов»).

Далее можно составить комментарии для полностью правильного ответа, частично правильного и неправильного.

multi-select.png

Для создания этого вопроса мы заполнили поля формы следующим образом:

Название вопроса Педагоги-гуманисты
Содержание вопроса Среди перечисленных педагогов укажите тех, чьи взгляды были близки к гуманно-личностной педагогике.
Оценка для вопроса по умолчанию 1
Штраф 0,1
Один или несколько ответов? Допускается несколько ответов

Вариант ответа 1

Ответ Сухомлинский; оценка 33,333%

Вариант ответа 2

Ответ Фаберже; оценка пусто

И т.д. для других вариантов ответа. Поскольку правильных ответов 3, то оценка за каждый правильный ответ — 33,333%.

Вопросы на соответствие

В форме Банк вопросов в выпадающем списке «Создать новый вопрос» выбираем «На соответствие».

Значения основных полей рассмотрено выше.

После основных полей предлагается установить соответствия. Каждое соответствие объединяется в группу Вопрос1, Вопрос 2, Вопрос 3, при желании количество групп соответствий можно увеличить, нажав на кнопку «Добавить 3 вопроса».

В каждой группе соответствий нужно записать вопрос и соответствующий ему ответ.

Рассмотрим на примере:

correspondence.png

Форма этого вопроса была заполнена следующим образом:

Содержание вопроса Для каждого высказывания определите, кому оно принадлежит.

Вопрос 1:

Вопрос "Если учитель и его ученики, закончившие начальную школу, слезами обмывают радость расставания друг с другом, значит, их духовная жизнь за прожитые четыре года состоялась".
Ответ А. Амонашвили

Вопрос 2:

Вопрос "Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было".
Ответ Л.Толстой

Вопрос 3:

Вопрос "Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды, его страдания разделяют".
Ответ В.Сухомлинский

Значения остальных полей выбраны по умолчанию.

Короткий ответ

В форме Банк вопросов в выпадающем списке «Создать новый вопрос» выбираем «Короткий ответ».

Значения основных полей (см. Формы для создания вопросов).

Поскольку ответ тестируемый должен будет ввести самостоятельно с клавиатуры, в подобных вопросах необходимо предусмотреть все возможные варианты правильной формулировки ответа. Составитель теста записывает все возможные варианты в поле «Вариант ответа». Нужно назначить оценку за каждый правильный вариант, если он частично правильный, то значение оценки можно поставить ниже 100 %.

По умолчанию предлагается заполнить три варианта ответа, однако это число может быть увеличено (кнопка «Добавить 3 варианта ответа»).

Создадим следующий тестовый вопрос.

short-answer.png

Содержание вопроса Чей это портрет? Назовите фамилию, имя, отчество.
Картинка для показа выбран соответствующий графический файл

Значения остальных основных полей — по умолчанию.

Вариант ответа 1:

Ответ Макаренко; Оценка: 80%;
Комментарий Вы не назвали имя и отчество!

Вариант ответа 2:

Ответ Макаренко А.С.; Оценка: 90%;
Комментарий Вы не полностью назвали имя и отчество.

Вариант ответа 3:

Ответ Макаренко Антон Семенович; Оценка: 100%;

На рисунке вы видите реакцию системы на частично правильный ответ.

Аналогично создаются тестовые вопросы других типов.

Создание теста

Добавим тестирование в третью тематическую секцию нашего курса (Добавить элемент — Тест).

Открывается страница настроек создаваемого теста.

Здесь нужно определить будет ли тест иметь какие-либо ограничения по времени, сколько вопросов будет отображаться на одной странице, случайный или не случайный порядок этих вопросов, сколько попыток будет предоставлено каждому тестируемому, какие методы оценивания будут применяться и прочие параметры. О значении каждого параметра можно узнать, нажав знак вопроса возле этого параметра.

Затем нужно наполнить созданный тест вопросами из Банка вопросов.

На главной странице курса в режиме редактирования щелкните по названию теста. Откроется страница редактирования теста.

test.png

В Банке вопросов отметьте галочкой те вопросы, которые должны войти в тест. Нажмите кнопку «Добавить в тест». Чтобы удалить какой-либо вопрос из теста, нужно нажать на кнопку с двойной стрелкой, вопрос будет перемещен в Банк вопросов.

Обратите внимание, что добавлять новые вопросы в Банк вопросов можно и с этой страницы (верхнее меню — Вопросы).

Откройте вкладку Просмотр, чтобы увидеть, как будет отображаться тест на экране.

Существует возможность импортировать и экспортировать тестовые вопросы.

Посмотреть результаты протестированных участников курса, получить статистическую информацию можно во вкладке Результаты.

Итак, мы создали небольшой курс, и познакомились с основным инструментарием системы Moodle.

Заключение

В рамках этого небольшого пособия невозможно описать все возможности LMS Moodle. Нашей целью было познакомить вас с этой системой и показать, каким образом можно использовать ее для создания своего электронного курса. Надеемся, что вы присоединитесь к числу преподавателей и учителей, уже начавших использовать Систему управления обучением Moodle в своей педагогической практике.